К экзамену и зачету

Вопросы по курсу «История и методология биологии» (2024 г.)

1. Идеализм Платона. Миф о пещере.
2. Вклад Гиппократа в биологию и медицину.
3. Методология науки по Аристотелю. Принципы изложения научного материала.
4. Принципы классификации и система животных по Аристотелю.
5. Трактат Аристотеля «о душе».
6. Спор Платона и Аристотеля о универсалиях.
7. Вклад Теофраста в ботанику.
8. Александрийская школа и её вклад в науку.
9. Гален и его вклад в медицину.
10. Тит Лукреций Кар и Гай Плиний Старший. Вклад в естествознание.
11. Наука в средневековье. Патристика.
12. Развитие естественных наук и математики в Золотой век ислама. Химия, математика, медицина, география.
13. Ар-Рази (Разес) и ибн Сина (Авиценна), их вклад в биологию и медицину.
14. Система образования в Средние века. Структура первых университетов.
15. Схоластика Фомы Аквинского. Влияние учения Фомы Аквинского на биологию и теорию познания.
16. Номинализм Оккама и его влияние на методологию науки.
17. Эмпиризм Ф. Бэкона.
18. Методы индуктивной логики Джона Стюарта Милля (метод трех списков).
19. Эмпиризм и его приложение в трудах Гарвея по анатомии кровеносной системы.
20. Вклад Гарвея в анатомию и физиологию.
21. Вклад Декарта в науку и философию.
22. Рационализм Декарта. Дедуктивный метод.
23. Редукционизм в науке, преимущества и недостатки.
24. Редукционизм в биологии на примере генетики и поведения.
25. Сравнение эмпиризма и рационализма. Их вклад в современную науку и её методологию.
26. Развитие ботаники и зоологии в XVI-XVII веке. Иероним Бок, Каспар Баугин, Конрад Геснер.
27. Успехи в биологии Нового Времени, связанные с появлением микроскопии.
28. Системы животных и растений Дж. Рея, Ж. Турнефора и К. Линнея.
29. Принципы классификации К. Линнея. Типологическая концепция вида.
30. Вклад Ж. Бюффона в естествознание. Научные и научно-организационные заслуги Бюффона.
31. Различие подходов Ж. Бюффона и К. Линнея к систематике. Трансформизм Ж. Бюффона.
32. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка.
33. Натурфилософия. Развитие живой природы по Л. Окену.
34. Вклад И. Гёте в биологию.
35. Вклад Ж. Кювье в естествознание.
36. Диспут Ж. Кювье и Ж. Сент-Илера: позиции и аргументы сторон.
37. Развитие экспериментального метода в физиологии. Английская, французская и немецкая физиологические школы. Преемственность немецкой и русской физиологической школы.
38. Становление образования и науки в России. Первые приглашённые учёные.
39. К.М.Бэр – вклад в науку и образование в России.
40. М.В. Ломоносов, его роль в становление науки и образования, его программа исследования природы России.
41. С.П. Крашенинников, вклад в науку.
42. И.И.Лепехин, В.Ф.Зуев – вклад в науку и образование в России.
43. К.Ф. Рулье, вклад в науку.
41. Планирование эксперимента. Контроль и опыт, виды контролей. «Ошибка смещённой конкретности» в биологии.
42. Разрешение «кошмара Дженкина». Зарождение и развитие генетики, роль эксперимента в генетике. Факторы, обусловившие успех Менделя.
43. Взаимовлияние статистики и биологии.
44. Значимость и достоверность. Выбор p-значения. Проблема множественных сравнений.
45. Выбор гипотезы для статистического анализа. Ошибки первого и второго рода.
46. Развитие генетики в России и СССР. Ю.А.Филипченко, Н.К.Кольцов – научные и научно-организационные заслуги.
47. Развитие генетики на биостанциях. А.С.Серебровский – научные и научно-организационные заслуги. С.С.Четвериков – научные и научно-организационные заслуги.
48. Н.И.Вавилов – вклад в развитие науки в СССР и мировую науку. Значение коллекции ВИР для развития селекции.
49. Вклад Томаса Моргана и Германа Джозефа Мёллера в развитие генетики вообще и в СССР в частности.
50. И.И.Мичурин и «мичуринская биология». Основные положения учения Т.Д.Лысенко.
50. Августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 года. Повестка дня, результаты. Т.Д.Лысенко и И.И.Презент, роль в разгроме генетики. Московский университет в контексте событий, пострадавшие кафедры, уволенные ученые. Было ли рациональное зерно в работах Лысенко?
51. Методологический редукционизм на примере наук о поведении. Бихевиоризм и этология, понятие «естественного» в науках о поведении
52. Проблема методической чистоты, в чем она состоит. Как она была решена науками о поведении.